Виз меньше, санкций больше, страховки дороже. Как закрывается граница между Норвегией и Россией
ADVERTISEMENT
Норвежское государство за первый квартал 2023 года выдало россиянам 367 виз. Цифра катастрофически низкая. Для сравнения, в три доковидных года Норвегия в среднем выдавала россиянам по 1900 виз… в месяц.
Параллельно выросло число отказов в предоставлении визы. Так, в 2019 году норвежскую визу не смог получить один (!) процент от всех россиян, подавших заявление. После нападения России на Украину соотношение “немного” поменялось; в 2022 году каждый четвертый запрос на получение визы был отклонен. Сейчас, судя по данным, которые UDI предоставило изданию The Barents Observer, доля отказов еще выше.
Все это — отражение тенденции, которую можно охарактеризовать одной фразой: граница между Норвегией и Россией закрывается. Последствия уже чувствуют на себе сотни и тысячи людей, а скоро их число увеличится.
Война с ботом
— Для творческого человека важно не то, сколько ты зарабатываешь и сколько ты ездишь, а то, насколько ты востребован, — говорит мурманчанин Алексей — танцор, преподаватель и тренер. По его словам, за последние полтора десятка лет он совершил десятки поездок в Норвегию. Ездили на фестивали, соревнования, принимали участие в совместных проектах.
— В Финнмарке все города, наверное, объездили. Нас уже узнавали; идешь по улице, тебе улыбаются, здороваются, — вспоминает Алексей. — И у нас были проекты, и у нас норвежцы выступали. Мы у них, они у нас. Было круто.
В июне у Алексея истекает пятилетняя норвежская виза, и получить новую он не рассчитывает. Хочет съездить в Норвегию еще хотя бы один раз, невзирая на сложности — неработающую банковскую карту и невозможность забронировать жилье.
— Я политикой не интересуюсь. Непонятная ситуация, и куда она приведет, неясно. Я пешка в этой большой игре. Конечно, все хотят вернуться в то время… — говорит Алексей.
Barents Observer ранее сообщал, что норвежские власти фактически перестали выдавать туристические визы россиянам. Несмотря на то, что официального запрета, как в Финляндии, Норвегия не объявляла, разрешения на въезд туристам попросту не выдают.
ADVERTISEMENT
На практике же получить визу не могут и те, кто намеревается ехать в Норвегию к родным. В визовые центры невозможно записаться. На отсутствие слотов жалуются все, кто хочет оформить визу для детей или родителей.
В феврале 2022 года “КоммерсантЪ” писал о том, как слоты в визовые центры перехватываются ботами, а потом перепродаются. Это деятельность не является незаконной, а бороться с ней крайне сложно, говорят специалисты. В итоге люди, которые хотели бы самостоятельно пройти все процедуры, вынуждены обращаться к посредникам и платить им деньги.
Журналист BO попытался связаться с компаниями, “помогающими” в оформлении визы. Подобные предложения можно найти, в частности, на популярном сайте объявлений. В одном из объявлений прямо говорилось, что для записи они используют бота. Но не всегда.
— На Норвегию бота нет. Он очень дорогой в производстве, Норвегия не то направление, которое это окупит, — сказал сотрудник фирмы.
Собеседник журналиста посоветовал получить визу другого государства Шенгенской зоны. Однако для россиян, желающих ездить в Норвегию к своим родным, это плохой вариант. Так, пенсионерка Светлана, имеющая финскую визу, решила посетить сына, живущего в Киркенесе. На норвежской границе она столкнулась с допросом: сотрудник пограничной службы выразил недоумение по поводу того, что конечной целью поездки является Норвегия, а не Финляндия. Женщине пригрозили аннулировать визу. В итоге россиянке действительно пришлось через Норвегию ехать в Финляндию, чтобы не нарушать законодательство.
— Я тут много раз уже писал, что на границе нужно четко твердить, что едешь в страну, выдавшую визу. А если уже были въезды, то иметь подтверждения, что ты там визы был. Сам так попадал; и это правда нарушение шенгенского кодекса — кататься по визе иной страны, — говорит участник чата “Граница РФ-Норвегия” в Telegram.
По словам жителя Мурманска, зарабатывающего перевозкой людей, из-за всех этих факторов поток туристов очень сильно снизился.
— За два месяца пассажиропоток упал примерно в два раза. Это связано именно с тем, что визы заканчиваются. Кто-то скажет, что все равно ездят; но это те, кто получил испанские, итальянские, французские визы. А именно в Норвегию — раза в два меньше стало, — говорит мужчина. Он попросил не указывать в тексте его имя.
Разорительная страховка
Еще одна проблема, которая повлияет на количество путешественников, — страховки для автомобилей. С 1 июня “зеленые карты”, выданные в России, перестают действовать на территории Европы. Это означает, что автовладельцам, которые намерены поехать в Норвегию, придется выбирать: либо искать полисы европейских страховщиков, либо покупать страховку прямо на границе.
Так, по данным “Фонтанки”, некоторые брокеры предлагают польские или литовские полисы. Страховка на 30 дней для легковой машины стоит 80–90 евро, а на год — от 375 до 470 евро. Для сравнения, российская “зеленая карта” на месяц сейчас стоит около шести тысяч рублей (примерно 70 евро).
На норвежской границе полисы тоже продаются. По информации телеграм-канала Bloger51, страховка легкового автомобиля на месяц обойдется в 900 крон (6,6 тысячи рублей). Стоимость годовой страховки — 6840 крон или более 50 тысяч рублей.
Но это сейчас, а с 1 июня цены вырастут кратно. Как указано на сайте норвежской таможни, страховка для легковой машины будет стоить 2300 крон (17 тысяч рублей) на месяц или 17 тысяч крон (126 тысяч рублей) на год. А владельцы микроавтобусов за годовой полис должны будут отдать 52 тысячи крон — почти 400 тысяч рублей.
Отдельно подчеркивается, что цены на трансграничное страхование повышаются впервые за 13 лет. «Новые цены отражают как регулирование инфляции, так и геополитические изменения» — говорится в релизе.
На этом фоне страховки по “старым” ценам пользуются ажиотажным спросом. Как сообщил BO источник в полиции, в мае количество продаж на норвежской границе выросло в несколько раз.
Собеседники Barents Observer, зарабатывающие перевозками людей, считают, что из-за дорогих страховок пассажиропоток упадет еще сильнее. Средняя зарплата в Мурманске сейчас составляет менее 60 тысяч рублей. Отдавать шестую часть годового дохода за страховой полис для зарубежных визитов мало кто решится. Следовательно, поездки смогут себе позволить только состоятельные люди. Также неизбежно вырастет стоимость трансфера.
Еще одно ограничение — фактический запрет на работу частных перевозчиков. Житель Мурманска Сергей много лет возил людей в Киркенес, но в начале мая ему запретили это делать, пригрозив аннуляцией визы. Общее правило таково: если ты въехал в Норвегию с пассажиром, ты должен с ним же и выехать. По факту, теперь приехать в Норвегию из России можно только с помощью больших аккредитованных перевозчиков. Это тоже повлияет на стоимость услуг: снижение конкуренции никогда не способствует снижению цен.
“Останутся без работы — пойдут на войну”
Ужесточаются и правила перевозки товаров. Barents Observer уже рассказывал, как новые санкции бьют по россиянам, которые доставляли из Норвегии, например, автозапчасти. Некоторые, однако, пытаются провозить различные товары — и терпят фиаско.
Так, у водителя Сергея на границе конфисковали дорогую автозапчасть. Он знал про санкции, но решил действовать по старинке: спрашивать у пограничников, что можно провозить, а чего нельзя. Не помогло.
— Каждый день меняются правила. Вчера было можно, сегодня нельзя. Вот сейчас говорят, что можно возить какие-то пластиковые детали, не имеющие отношения к двигателю. Но никто не знает, что будет на границе. Начинаешь задавать вопросы, тебе отвечают: “Сейчас визы лишим”. Мужики говорят, что свирепствуют так, как никогда раньше. Никогда такого не было,
— жалуется мужчина.
Мурманчанин утверждает, что сейчас пограничники стали конфисковать товары, на которые раньше никогда не обращали внимания. Так, у того же Сергея на въезде в Норвегию конфисковали деревянную декоративную разделочную доску и берестяную шкатулку: он вез их в подарок.
Стихийный товарооборот между приграничными районами существовал долгие годы, говорит Алексей.
— Все ездили в Киркенес, в Финнмарк. Закупали товары, открывали магазинчики с финской и норвежской продукцией. И дела у них хорошо шли, чего скрывать.
Торговля продолжалась и после начала войны и введения санкций, но сейчас, по словам мужчины, “лавочка прикрылась”. Количество людей, оставшихся без заработка, оценить трудно. Как и последствия этого события.
— Никто перестраиваться не будет, жизнь остановившаяся. На войну пойдут, кстати говоря, — считает мурманчанин, работающий в сфере перевозок. — Вы знаете, сколько людей идут тупо для заработка? Они так и говорят: а что мне делать, у меня семья, пойду “поработаю”… Вот в чем ужас ситуации.