Теплые носки и другие товары из норвежского приграничного города помогают путинской войне
ADVERTISEMENT
«Большое спасибо. Очень приятно видеть, как простые люди заботятся о нашей судьбе», — написал боец 61-й отдельной бригады морской пехоты в группе «Север 51 Своих Не Бросает» во «Вконтакте».
Группа создана женщинами, чтобы помогать бойцам на передовой получать вещи первой необходимости, так как Москва испытывает сложности с обеспечением российских оккупантов достаточным количеством снаряжения, одежды и питания.
В группе более 1000 фотографий посылок с гуманитарной помощью, которые из российской арктической столицы доставляются грузовиками и микроавтобусами на линию фронта в Украине.
«Сапёры 80-й бригады получили подарки и уже успешно используют их в своей работе…», — рассказывает боец 80-й мотострелковой бригады из Алакуртти в размещенной в группе видеозаписи. Он показывает небольшой монокуляр и пакеты с другими гуманитарными грузами.
Он не указывает отдельно на товары из Норвегии.
Бригада базируется на юге Кольского полуострова, недалеко от границы с Финляндией.
Посылки с помощью на линии фронта также получают военнослужащие 200-й отдельной мотострелковой бригады и 61-й бригады морской пехоты. Обе они базируются на территории Печенгского района Мурманской области, граничащего на западе с Норвегией.
ADVERTISEMENT
Среди российских военнослужащих, совершивших тяжкие военные преступления, занимавшихся мародерством и причинивших беспрецедентный вред местному населению в Украине, много бойцов из печенгских бригад.
У приграничного норвежского Киркенеса есть с Печенгским районом соглашение о дружбе и сотрудничестве. Город давно позиционирует себя в качестве ворот между Россией и Западом.
На сегодня Норвегия остается единственной граничащей с Россией страной Шенгенской зоны, куда россияне по-прежнему могут въезжать для шоппинга и отдыха. Несмотря на введенный в октябре запрет на въезд на личном автотранспорте, многие по-прежнему приезжают в торговые центры и продуктовые магазины Киркенеса на автобусах. Другие используют машины с белорусскими номерами.
Порт в центре Киркенеса, остается одним из трех в Западной Европе, куда по-прежнему могут заходить российские рыболовные суда. Два других — это Тромсё и Ботсфьорд, также расположенные на севере Норвегии.
Товары, замеченные в составе отправляемых на передовую грузов, закупаются в магазинах типа Spareland, KIWI и других. В Spareland также есть почтовое отделение, которое уже много лет обслуживает клиентов из России, заказывающих различные товары через Интернет.
Кампания по сбору помощи началась прошлой весной, когда появились сообщения о том, что у тысяч бойцов с севера России нет самых элементарных вещей.
Barents Observer сообщал ранее, что сражающиеся на Украине солдаты голодают и что часто у них нет подходящей одежды и обуви. Прошлым летом из Алакуртти в качестве помощи были отправлены коробки с туалетной бумагой и чистым бельем.
В Мурманске товары свозятся в центр в здании «Альфа-банка» на улице Папанина, где ранее находились представительства Норвежского Баренцева секретариата и организации «Норвежская народная помощь».
Многие из собираемых в Мурманске товаров находятся в санкционном списке Евросоюза/ Это беспилотники, бинокли, генераторы, а также различные минеральные и синтетические нефтепродукты.
Barents Observer не сумел установить, что какие-либо из этих запрещенных к экспорту товаров были вывезены из Норвегии.
«Соблюдение режима санкций против России имеет очень высокий приоритет», — заявил директор департамента пограничного контроля норвежской таможни Том Даниэль Сунде.
При этом Сунде не захотел говорить о том, имела ли место конфискация подсанкционных товаров в пункте пропуска Стурскуг после того, как норвежское правительство в октябре 2022 года призвало усилить контроль над возможным незаконным российским экспортом из северной Норвегии.
Сунде заверил, что работа по обеспечению соблюдения требований идет по многим направлениям. «Норвежское таможенное управление не желает комментировать отдельные случаи изъятия или распределение этих случаев по формам контроля».
В последние несколько месяцев журналисты Barents Observer сами были свидетелями того, как российские машины, микроавтобусы и фургоны не подвергались физическому досмотру таможенниками при выезде из Норвегии через Стурскуг. Пассажиры и водители выходят из микроавтобусов, входят в здание пункта пропуска для прохождения паспортного контроля, снова выходят и выезжают из Норвегии.
Сунде не ответил на прямой вопрос, почему в Стурскуге не проверяют весь выезжающий из Норвегии транспорт.
Barents Observer также знает, что далеко не все российские рыболовные суда в портах Киркенеса и Ботсфьорда проходят проверку на предмет возможного незаконного экспорта санкционной продукции.
Два независимых друг от друга источника, знакомых с ситуацией в порту Киркенеса, рассказали, что за те несколько недель, что судно стоит в порту, таможенники могут подняться на него всего один раз. Члены экипажа могут свободно посещать магазины, почту и гулять в центре Киркенеса, где могут встречаться с теми, кто везет на север из Европы грузы неизвестного содержания.
Эксперт по России, старший советник Норвежского Хельсинкского комитета Оге Борхгревинк недавно стал соавтором доклада о нарушениях экспортного контроля в отношении товаров военного назначения.
Ему понятны причины, по которым жительницы Мурманской области начали собирать помощь военным.
«Трудно не испытывать сочувствия к семьям российских бойцов, находящихся на фронте в Украине, учитывая ужасающие потери, которые несут силы Путина», — сказал Борхгревинк.
«Но главная проблема здесь в том, что Россия ведет незаконную войну, характеризующуюся грубыми нарушениями международного права. Норвегия, норвежские предприятия и граждане должны сделать все возможное, чтобы поддержать Украину, и эта торговля должна прекратиться».
«Недопустимо, чтобы норвежские товары, даже если они не подпадают под санкции, попадали на российскую сторону фронта», — считает Борхгревинк.
You can help us…
Unlike many others, the Barents Observer has no paywall. We want to keep our journalism open to everyone, including to our Russian readers. The Barents Observer is a journalist-owned newspaper. It takes a lot of hard work and money to produce. But, we strongly believe our bilingual reporting makes a difference in the north. We therefore have a small favor to ask; make a contribution to our work.