Сотрудники туротрасли Лапландии оплакивают погибшую коллегу: «Я никогда не работал в такой плохой компании»
ADVERTISEMENT
В феврале одна из его коллег, молодая женщина-иностранка, работавшая гидом в этой же компании, погибла во время 40-километрового сафари на снегоходах, врезавшись в дерево.
Меная и погибшая были друзьями и коллегами и жили в квартирах друг напротив друга.
В интервью Yle Меная резко раскритиковал своего бывшего работодателя, заявив, что компания не приняла достаточных мер для обеспечения безопасности сотрудников и туристов.
«Я никогда не работал в такой плохой компании», — отметил Меная, добавив, что он три года работал в туристическом секторе в других частях Европы.
«Это худшее, что я видел в своей жизни. И это одна из причин, почему я ушел. И я уверен, что здесь [в Испании] тоже есть низкооплачиваемые рабочие места, но здесь у нас нет минус 20, обледенелых дорог и мы не находимся вдали от дома».
В Nordic Unique Travels также работала студентка из Италии Джада. С погибшей на сафари они были коллегами.
По словам Джады, все гиды перерабатывали и особенно уставали в разгар зимнего сезона.
ADVERTISEMENT
«Моя коллега, погибшая в аварии, конечно, очень уставала, но она была очень точна, пунктуальна и дружелюбна. Она всегда приходила на работу вовремя, чтобы проверить запасы, и у нее всегда было время поговорить со мной перед сафари», — вспоминает Джада.
Джада попросила, чтобы в статье ее не называли по фамилии, так она не хочет заслужить репутацию «проблемного работника» из-за публичных заявлений о неспособности компании обеспечить безопасность своих сотрудников.
В прошлом году двое сотрудников сферы туризма финской Лапландии, попросивших скрыть их имена, рассказали Yle News, что эксплуатация иностранных работников является «секретом полишинеля», и предсказали, что новые несчастные случаи неизбежны из-за продолжительности рабочего дня и чрезмерных требований к работникам.
«Я была очень рада, приехав сюда, но потом увидела проблемы и была просто ошеломлена. Как они могут позволять такому числу иностранцев, которые с радостью приезжают на работу в Лапландию, просто оказываться в этом хаосе», — рассказала тогда Yle News одна из сотрудниц, добавив, что пережитое заставило ее принять решение «никогда больше не работать» гидом в Лапландии.
Корпункт Yle в Рованиеми провел свое расследование жалоб работников сферы туризма на недостатки в этом секторе, в которых Nordic Unique Travels неоднократно упоминалась как особенно проблемная компания.
Недостаточный отдых
Опрошенные Yle News и корпунктом Yle в Рованиеми работники рассказали очень похожие истории о чрезмерной продолжительности рабочего дня — по 10-16 часов почти каждый день — и недостаточном времени отдыха между сменами.
В Nordic Unique Travels отрицают, что продолжительность рабочего дня была такой каждый день или почти каждый день. Представитель компании также рассказал Yle, что время отдыха между сменами «иногда» было меньше необходимого.
Согласно условиям отраслевого коллективного договора минимальный период отдыха между сменами должен составлять 11 часов, хотя по по согласию работника он может быть сокращен до 8 часов.
Но Рамиро Меная рассказал Yle, что Nordic Unique Travels не смогла обеспечить режим работы, при котором сотрудникам не приходилось бы быть на работе до 16 часов за раз или чтобы им предоставлялось достаточно времени для отдыха между сменами.
«Они не против, когда вы проводите много часов за рулем на обледенелых дорогах без соответствующей подготовки», — сказал Меная.
Японец, также работавший в Nordic Unique Travels прошлой зимой, но пожелавший остаться анонимным, рассказал о длинных рабочих днях одного коллеги.
«Он начинал работать в 8 утра, отправлялся на сафари и возвращался с работы в час ночи. Так было почти каждый день», — сказал он.
Этот рассказ подтверждает и Джада, по словам которой, у гидов были очень длинные дни и даже есть им приходилось во время работы. Джада работала в офисе компании, а не гидом, но ей приходилось обедать за работой.
Компания отвергает претензии работников
Yle запросило об интервью с Чжаою Цзинем, указанным в качестве владельца и гендиректора Nordic Unique Travels, но на запрос ответили административный директор фирмы Элиас Алатало и член совета директоров Томми Юлисиркка.
«К сожалению, время отдыха иногда короче положенного, но для сотрудников это совершенно добровольно. Проблема сезонной работы в том, что в высокий сезон — с декабря по январь — все очень заняты», — сказал Алатало.
Алатало добавил, что, хотя иногда сотрудникам приходиться работать долго, это происходит далеко не «каждый день или почти каждый день».
«В самый загруженный сезон такие длинные рабочие дни могут случаться еженедельно», — сказал он, добавив, что длинные смены, например, превышающие 12 часов, берутся на добровольной основе.
«Некоторые с радостью берут на себя эти смены. Они всегда могут от них отказаться. Долгие смены даются тем, кто хочет их брать», — сказал Алатало.
Тем временем Юлисиркка рассказал Yle, что у погибшей на снегоходе гида до аварии было нормальное количество рабочих часов и выходных.
Изношенный транспорт
Помимо продолжительного рабочего времени, опрошенные Yle работники также рассказали о некачественном оборудовании и часто небезопасных условиях труда, в том числе о необходимости ездить на старых изношенных автомобилях.
На одометре одного из автомобилей было почти 700 тысяч километров, вспоминает Меная, а Джада рассказала историю, которую слышала от коллег, о замерзшей двери микроавтобуса, которую клиентам приходилось держать руками во время поездки при минусовой температуре.
Джада добавила, что, хотя шины автомобилей в целом были в хорошем состоянии, компания не вкладывала достаточных средств в техническое обслуживание транспортных средств и оборудования.
Упомянутый ранее сотрудник из Японии также отметил риски, связанные с некачественным служебным транспортом.
«Мы, сотрудники, всегда боялись того, что машина сломается где-то посреди леса на морозе», — сказал он.
В ответ на это Томми Юлисиркка из Nordic Unique Travels сказал, что зимой снег иногда может скапливаться в пазах сдвижной двери микроавтобуса и замерзать.
«Если машина обледенела, ее можно отвезти на теплую стоянку, чтобы она оттаяла. Наши автомобили прошли осмотр, также проверяются состояние зимних шин и давление в шинах», — сказал Юлисиркка.
Компания также отрицает, что машины были в плохом состоянии, хотя и признает, что в ее парке есть несколько старых автомобилей, но добавляет, что у них есть два механика, которые немедленно ремонтируют автомобили в случае неисправности.
Недостаточная подготовка
По словам Меная, мелкие аварии с участием автомобилей компании в зимние месяцы были почти ежедневным явлением, хотя лично он не пострадал.
«Я приступил к работе осенью и прошел обучение вождению, когда еще не было снега. Потом я привык к снегу и льду на дорогах», — сказал он.
По словам Элиаса Алатало из Nordic Unique Travels, такие происшествия происходят не настолько часто, но признал, что небольшие инциденты случаются почти каждую неделю. При этом он отметил, что «риск застрять и понимание этого риска приобретается опытным путем».
«Большинство — это происшествия при парковке или когда машину заносит в сугроб на лесной дороге», — сказал Алатало.
Однако, по словам Джады, работникам не давали достаточной подготовки вождению в условиях гололеда и снега.
«Большинство сотрудников с юга Европы, и у них нет опыта езды в зимних условиях. Думаю, что решением было бы более качественное и продолжительное обучение», — сказала Джада.
Алатало рассказал Yle, что компания предоставляет комплексное обучение вождению, но не застревать в снегу — это то, чему сотрудники учатся «на собственном опыте».
«Думала, это будет хорошая страна»
После нескольких месяцев работы в Nordic Unique Travels Меная уволился и уехал из Лапландии, отметив, что его особенно разочаровали зарплата и условия труда.
В начале этого года он вернулся в Испанию, но по-прежнему работает в сфере туризма.
«Я впервые работал в Финляндии, но, судя по моему опыту, это, возможно, был мой последний раз», — сказал он.
Джада также возлагала большие надежды на работу в Финляндии, но они разбились о реальность работы в туристическом секторе Лапландии.
«Я думала, что условия труда здесь будут справедливыми для работников и что это будет хорошая страна», — отметила она.
This story is posted on The Barents Observer as part of Eye on the Arctic, a collaborative partnership between public and private circumpolar media organizations.