Проведенный перед отъездом Йонаса Гара Стёре в Глазго опрос показал, что большинство норвежцев поддерживают его планы продолжении добычи нефти
ADVERTISEMENT
Несмотря на тревожные предупреждения со стороны Организации Объединенных Наций, Международного энергетического агентства, ученых и экологических организаций, норвежцы по-прежнему не хотят отказываться от ископаемого топлива, приведшего страну к огромному богатству и появлению крупнейшего в мире фонда национального благосостояния. И поставившего мир на грань климатической катастрофы.
В недавнем опросе, проведенном по инициативе газеты VG, явное большинство респондентов заявило о своем согласии с намерением Стёре и его правительства продолжать поиск нефти на нетронутых до этого акваториях.
В то время как о поддержке нефтегазовой политики Стёре заявило 54 процента участников опроса, только треть выступила против продолжения геологоразведки на новых участках шельфа.
Опрос показал, что число норвежцев, выступающих за продолжение геологоразведки, увеличилось по сравнению с сентябрьскими парламентскими выборами, на которых победила Рабочая партия Стёре и ее партнер по коалиции Центристская партия.
Во время аналогичного опроса VG в августе, сторонников бурения было на шесть процентов меньше.
Изменение климата и нефтяная политика государства стали ключевыми вопросами прошедших выборов. Но результаты партий, выступающих за радикальные изменения в интересах климата, в итоге оказались неутешительными, а Партия зеленых даже не смогла преодолеть 3-процентный барьер, необходимый для представительства в парламенте.
Для Стёре результаты свежего опроса — желанный знак поддержки.
ADVERTISEMENT
В своей политической программе, представленной в начале октября, новое правительство четко заявило, что нефтегазовая отрасль страны «должна развиваться, а не сворачиваться».
«Нефтегазовая промышленность — это высокопроизводительная отрасль, приносящая Норвегии высокие доходы, создание добавочной стоимости и рабочие места, и правительство будет создавать условия для сохранения высокого уровня активности на шельфе», — говорится в документе.
При этом слово «климат» в документе упоминается целых 124 раза и поставлена задача сократить выбросы Норвегии на 55 процентов по сравнению с уровнем 1990 года и достичь углеродной нейтральности к 2050 году.
Новый министр нефти и энергетики Норвегии Марте Мьос Персен отметила, что разрабатываемые в нефтегазовой отрасли технологии будут иметь большое значение для зеленой трансформации и что норвежский природный газ может помочь снизить зависимость от угля. В интервью VG она также подчеркнула, что природный газ можно использовать для производства водорода и голубого аммиака.
На конференции по климату в Глазго, начинающейся на этой неделе, новый премьер-министр Норвегии может ожидать критических замечаний со стороны глав других государств.
Но там будут и его друзья, поддерживающие добычу нефти и газа. Один из них — это Россия, которая в последнее время заняла аналогичную норвежцам позицию.
В своем недавнем выступлении президент Путин подчеркнул, что Россия разрабатывает план значительного сокращения углеродоемкости экономики страны. Новая стратегия низкоуглеродного развития страны предполагает сокращение выбросов на 79 процентов к 2050 году и достижение углеродной нейтральности к 2060 году. Ключевыми моментами плана являются производство водорода и улавливание и хранение углерода.
Поэтому, наверное, неудивительно, что на этой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров неожиданно посетил Осло для встречи со Стёре.
В комментарии после встречи с норвежским лидером Лавров подчеркнул, что поддерживает Стёре и его возражения против планируемого ЕС запрета на добычу углеводородов в Арктике.
«Согласен с мнением премьер-министра Норвегии Стёре, который уже дал свою оценку этим идеям Евросоюза», — сказал он.