На конференции по климату Норвегия получила награду «Ископаемое дня» за продвижение своего газа
ADVERTISEMENT
По словам Climate Action Network (CAN), Норвегия удостоена награды «за то, что новый премьер-министр Йонас Гар Сторе является вдохновителем сторонников ископаемого топлива, рекламируя норвежский газ и улавливание и хранение углерода, а страна не может достичь своих климатических целей».
На 26-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата объявляют лауреата награды каждый день. Она достается странам, которые «делают максимум для достижения наименьших результатов». Саркастический приз участникам конференций по климату существует с 1999 года. Сеть Climate Action Network объединяет более 1500 организаций гражданского общества по всему миру.
CAN обосновала вручение награды Норвегии так: «Норвегия любит изображать себя защитником климата, но за закрытыми дверями новый премьер-министр Йонас Гар Стёре завоевывает репутацию сторонника ископаемого топлива. Известно, что лидер Рабочей партии, находящийся у власти всего несколько недель, хвастался СМИ, что «норвежский газ — это не проблема, а часть решения для успешного перехода к возобновляемой энергетике», особенно в сочетании с улавливанием и хранением углерода».
Норвегия является третьим в мире экспортером природного газа после России и Катара, а также вторым поставщиком газа в Европу после России. Она обеспечивает от 20 до 25 процентов газовых потребностей ЕС.
Во вторник в Глазго премьер-министр Норвегии получил три минуты для выступления перед мировыми лидерами, собравшимися на конференцию по климату. Йонас Гар Стёре заявил, что Норвегия приехала в Глазго с одной главной целью — помочь удержать потепление в рамках 1,5 градусов.
«Это вопрос существования. Это срочно. И это возможно — если мы вместе возьмем на себя повышенные обязательства».
При этом недавно избранный премьер-министр от Рабочей партии ничего не сказал о неутолимом желании его страны продолжать добычу нефти и газа. Фактически Стёре даже не упомянул нефть и газ в своей речи.
ADVERTISEMENT
Однако в интервью газете Financial Times перед климатическим саммитом в Глазго Стёре предупредил, что прекращение добычи замедлит переход к более экологичным отраслям, таким как возобновляемая энергетика.
«Если бы мы вдруг заявили, что прекращаем добычу на норвежском шельфе, я считаю, что это положило бы конец промышленному переходу, необходимому для достижения нулевых выбросов… Поэтому мы говорим о развитии и переходе, а не о прекращении», — сказал премьер-министр.
Стёре также выступает категорически против предложения Европейской комиссии запретить нефтегазовую деятельность в Арктике, в том числе на самом севере Норвежского моря и в Баренцевом море.
«Резолюции, исходящие из континентальной Европы, в которых говорится, что всё севернее полярного круга должно быть без разбору остановлено — так это не работает», — пояснил премьер-министр в интервью Financial Times.
Этим летом правительство Норвегии объявило новый раунд подачи заявок на участки континентального шельфа. 70 из 84 предлагающихся участков расположены на самых северных акваториях страны — в Баренцевом море.
В своем выступлении во вторник премьер-министр Стёре сказал, что приоритетом для правительства будет работа с бизнесом, промышленностью и обществом, чтобы помочь совершить успешный переход к устойчивому будущему, построенному на принципах циркулярной экономики и использовании возобновляемой энергии.
«Этот переход изменит Норвегию. Но наши амбиции идут дальше: мы стремимся разрабатывать и экспортировать новые технологии, которые могут быть полезны за пределами наших границ», — пояснил Стёре.
«Норвегия способна занять лидирующие позиции в разработке решений, использующих ресурсы океана, в таких областях, как морская ветроэнергетика, зеленое судоходство, улавливание, использование и хранение углерода, водород и электротранспорт».
Выполнит ли новый премьер-министр свои обещания, остается только догадываться. Но Climate Action Network указывает на поведение Норвегии в прошлом:
«Норвегия не достигла ни одной из своих целей в области климата, нефтегазовая промышленность является крупнейшим источником выбросов внутри страны, а выбросы от экспортируемых Норвегией нефти и газа примерно в десять раз превышают выбросы страны в целом».