Москва угрожает шведскому онлайн-изданию блокировкой за интервью 2018 года
ADVERTISEMENT
В декабре 2018 года журналист Марианне Хофман взяла интервью у Дана Эрикссона, саама-гея из соседнего города Арвидсъяур.
Интервью было опубликовано в ее собственном онлайн-издании Arjeplognytt, а также в журнале Samefolket, пишущем для саамов северной Швеции. Через несколько недель Barents Observer опубликовал это интервью на английском и русском языках.
Репрессивные власти в Москве считают, что историю об Эрикссоне россиянам читать нельзя. Однако Марианне Хофман считает такие материалы важными для всех читателей, независимо от того, живут ли они в небольшом саамском поселке или в большом городе вроде Стокгольма или Москвы.
В интервью Эрикссон рассказал о том, как много лет пытался преодолеть табу и предрассудки, связанные с его гомосексуальностью. У него была глубокая депрессия, и он дважды пытался покончить жизнь самоубийством.
Статья содержит информацию, «запрещенную к публичному распространению в Российской Федерации», — говорится в официальном письме Роскомнадзора, полученном Марианне Хофман.
Однако, говоря о попытках самоубийства, Эрикссон помогает другим преодолевать свои психические проблемы. В уведомлении Роскомнадзора есть ссылка на закон о том, что любая информация о способах суицида является незаконной.
Хофман дали сутки на ограничение доступа или удаление статьи. В противном случае российские власти заблокируют доступ к ресурсу внутри страны.
ADVERTISEMENT
«Конечно, я не собираюсь снимать материал, — говорит Хофман. — Учитывая внимание, которое он снова привлек, я вместо этого размещу его на первой полосе».
В феврале 2019 года русскоязычная версия интервью стала формальной причиной, по которой Роскомнадзор принял решение о блокировке доступа к Barents Observer внутри России.
Вскоре после блокировки Barents Observer и Arjeplognytt, и Samefolket снова опубликовали материал о жизни Дана Эрикссона на русском языке
«Мы не должны молчать», — ясно дает понять Хофман. «Это были точные слова самого Дана Эрикссона в статье, где он рассказал о своих проблемах», — говорит она.
«Когда три года назад Barents Observer получил аналогичное письмо Роскомнадзора с требованием удалить статью, для меня было очевидным опубликовать интервью с Даном Эрикссоном на русском языке, хотя российские читатели не являются моей основной целевой группой», — говорит Хофман.
Она называет «совершенно недопустимыми» попытки любых властей, в данном случае российских, повлиять на содержание материалов в независимом СМИ.
«Arjeplognytt — моя газета. Она принадлежит мне, и я ею управляю. Я главный редактор и издатель. Мне, а не кому-то другому, брать на себя ответственность и принимать решения о контенте», — говорит Хофман.
В августе российский генпрокурор заявил, что с февраля, когда Москва начала вторжение в соседнюю Украину, российские власти заблокировали или удалили около 138 тысяч интернет-ресурсов.
С февраля все независимые российские СМИ либо заблокированы, либо закрыты, а многие журналисты бежали из страны, спасаясь от судебного преследования.
С начала войны российские власти также объявили вне закона Facebook и Instagram в качестве «экстремистских» организаций и ограничили доступ к Twitter.