Когда туристы исчезли, туркомпания открыла бар на границе с Россией
ADVERTISEMENT
Ханс Хатле занимается туризмом в норвежско-российском приграничье уже более 23 лет. Вместе с женой Николь, занимающей пост директора их компании Barents Safari, Хатле каждое лето предлагает туры и приключенческие поездки к российской границе, расположенной всего в нескольких километрах от норвежского Киркенеса.
В летний сезон комплекс Barents Safari на реке Паз у самой границы обычно посещают более 2000 туристов. Зимой компания предлагает поездки на снегоходах и туры для азиатских туристов, число которых быстро растет.
Уникальная граница
Гостям предлагают попробовать местные блюда, в том числе камчатского краба, и познакомиться с местной историей. На этих землях норвежцы, русские, финны и саамы взаимодействуют и пересекают границы на протяжении веков.
Во время плавания на лодке по реке Паз Ханс Хатле рассказывает, что в XVI веке в пещере у реки от вражеских воинов скрывался русский православный монах Трифон.
«У нашей границы замечательная история, и она достаточно уникальна для мира», – говорит Хатле.
Но в этом году все по-другому. Как и везде в мире, из-за пандемии коронавируса путешественники не могут стать частью приключенческих программ, предлагаемых Barents Safari.
Бар на границе
Из-за остановки туристических потоков в компании начали искать новые способы привлечь людей на границу. Одной из инициатив стало создание бара «Борис и Глеб».
ADVERTISEMENT
Вот уже с начала лета Ханс и Николь возят гостей на лодках на новый объект на их туристической базе у реки, чтобы провести вечер у границы. В меню закуски и напитки, в том числе, конечно, водка.
Пока в основном предложением пользуются местные жители, но вскоре к ним могут присоединиться туристы из других регионов и стран.
Советская инициатива
Создатели бара «Борис и Глеб» вдохновлялись баром, открывшимся на советской стороне границы в 1965 году. Он появился после посещения этих мест в начале 1960-х годов советским лидером Никитой Хрущевым. Бар быстро завоевал большую популярность у местных норвежцев, стекавшихся сюда за дешевой выпивкой и водкой.
Местные жители пересекали границу в упрощенном порядке, и вскоре бар стал известен не только как место с дешевым алкоголем и отвязными вечеринками, но и как место работы агентов и разведчиков.
Такое не могло продолжаться долго, и после 59 дней работы бара норвежское Министерство юстиции закрыло границу, что привело к закрытию бара. Это стало одним из самых памятных моментов в послевоенной истории границы.
«Сейчас, 55 лет спустя, мы снова открыли бар, но на этот раз на норвежской стороне границы, и проработаем гораздо больше 59 дней», – подчеркивает Хатле.
На стенах нового бара висят фотографии, сделанные в советском заведении, а также предметы того периода.
Туризм в кризисе
Ханс Хатле и Barents Safari вряд ли в ближайшее время смогут вернуться к обычной туристической деятельности.
«Это, так сказать, ухабистая дорога. У нас значительно сократилось число гостей, у нас уже 4-5 месяцев не ходит [прибрежный паром] «Хуртигрутен», не летают самолеты и стоят туристические автобусы», – говорит он.
Хатле верит, что сейчас ситуация может начать немного улучшаться.
«Но пока было тяжело», – подчеркивает он.